Магия кукол

Кукла! В ней какое-то вечное легкое таинственное дыхание, божественный отблеск далеких небес, к чему всегда устремлена человеческая душа, пытающаяся разгадать свое земное предназначение. Может быть, в кукле заложена яркая вспышка памяти об истинном духовном облике человека в райском небесном саду? В своем волевом вознесении собственной души к Богу, человек собирал, заключал божественные животворящие частицы, разлитые во всех явлениях живой природы, в своеобразном Посреднике из камня, глины и дерева, творил подобного себе, но наделенного непостижимо высшими могущественными силами.

Ряд совершенных наскальных изображений со времен еще палеолитического искусства свидетельствует об этой изначальной потребности человека дублировать себя, животных и, наконец, духа. Как видно, концепция куклы заложена в глубинах сознания, то есть, она родилась вместе с человеком, и вместе с преодолением древнего, атавистического страха появилась идол-кукла, к которой человек взывал за помощью и защитой, наделяя ее магическими силами, совершая некие ритуальные акты в священных рощах и храмах. Этих идолов могли сжигать, разрывать, топить, отдавая в жертву богам в надежде на благотворные изменения в своей судьбе.

Среди кукол были и такие, что жили веками (как огромные каменные бабы и их миниатюрные родственники обереги). Среди ритуальных кукол были и хранители домашнего очага, были и зооморфные куклы, божки различных стихий природы, которые видоизменялись во времени, теряя свое магическое содержание, дожили до новых времен и с конца 16 века вошли в контекст, в частности, украинского традиционного театра, театра рождественских мистерий — «Вертепа».

В Европе бродячих комедиантов-кукольников называли трубадурами, жонглерами, … — и в первое время, в XVII веке они считались колдунами. Сценические куклы были сначала большими и трудно отличимы от актера в маске, но когда репертуар драматического театра перешел к куклам, театр кукол становится альтернативным, приобретая чаще всего в провинциях ярмарочный характер.

Искусство кукол вело долгую борьбу за свое выживание — иногда куклам разрешалось говорить, но только с пищиком. Иногда кукла просто вытеснялась из кукольного представления, подменялась живым актерами, что наблюдается и по сей день, но каждый раз душа куклы вспыхивала горячей любовью и снова занимала свое достойное место в этом жанре и в славянском мире.

Прагматические столетия свели понятие куклы до игрушки, сувенира, подарка, антуража и кукольного театра. Это — и манекен, — что парадоксально отражает, как в зеркале, человеческую сущность, копируя и в то же время пародируя её. Это — и мумия, чучело, «оживающий портрет», маска — второе лицо, а иногда и первое, истинное, прикрытие, открытие, кукла — это и любая вещь, приобретшая собственную, выразительную суть. По настоящему же кукла раскрывается только в игре с ней. Главная особенность куклы в цивилизованные эпохи связана с тем, что переходя в мир взрослых, она несет с собою воспоминания о детском, игривом и мифологическом мире. И это делает куклу не случайным, а необходимым элементом любой зрелой цивилизации. И излишнее сходство, натуральность, подавляющие фантазию, слишком большая подробность только вредят ей.

На Украине столетиями бытовала народная примитивная кукла, хотя, как оказалось, она является часто произведением высокого художественного мастерства и поэтической выдумки. А в настоящее время на Украине наблюдается просто таки расцвет творения куклы и, конечно, образной куклы в виде сувенира, подарка, музейного экспоната и театрального персонажа. И одной из ярчайших представителей этой плеяды художников, создающих образные куклы, является Наталия Рудюк. Это — скорее скульптуры, произведения музейного уровня, выполненные в одном экземпляре, сериями и целыми коллекциями: «Ряженые», «Языческие», «Костюмные».

Скрупулезная, филигранная обработка каждого такого уникального творения требует от автора всесторонних глубоких знаний в области истории, истории искусств, высокого портняжного мастерства, таланта скульптора. И благодаря вложенному в него особому импульсу автором, оно обладает магической силой, рождая определенные ассоциации. Каждая такая скульптура невольно воспринимается в каком-то невидимом, но пульсирующем живыми флюидами сказочном или историческом контексте. Это — своего рода материализованный величественный пантеон различных славянских богов и мифических героев, созданных поэтическим воображением наших предков, давая нам возможность заглянуть вглубь истории Украины, проникнуться её красотой, мудростью и необычайным захватывающим чувством слияния Человека с Природой. Кстати, у славян мифологические персонажи были простыми, человечными, земными, и большинство из них покровительствовало природе, как Дажбог, Велес, Лада, Лель, Ярило, Кунайло и др. И весь космос для древнего человека был живым, как и он сам: и небесные светила, и камень, и река, и дерево. И все почиталось, освещалось в различных языческих праздниках, все божества и духи, покровители растений и животных и особенно домашних, жертвенных, как быки, коровы, лошади, овцы, козы.

На Украине сотни лет — начиная с I века Р.Х. до Х века — наблюдалось гармоничное сосуществование двух религий — солнечной языческой и христианской. Вот и в скульптурах Н.Рудюк присутствуют тотемные духи, особенно образ козы, которая в славянской мифологии прочно была связана с идеей плодовитости и урожайности. Она же была непременным персонажем колядной и масленичной обрядности. У Н.Рудюк — целая серия «ряженых» в козлиной шубе, с яркими рожками, пляшущих с бубном — «солнцем» в руке, играющих на свирели, в козлиной маске, из-под которой вот загадочно поглядывает богиня неба Коляда, убегающая, спасаясь от темных сил, чтобы родить новое солнце, новый год.

 

Удивляют и, словно пробуждающиеся от какого-то волшебного сна, скульптуры различных языческих богов и духов вечно обновляющейся природы. Эти скульптуры кажутся невесомыми, воздушными, пронизанными солнечными и лунными лучами. Вот в белоснежном домотканом кружевном одеянии с целым плодоносным деревом над головой, на ветке которого уселась дивная райская птица, явлена «Берегиня», покровительница живой флоры. На ладони её руки — красное яблоко. Она как бы прислушивается к заклинательным песням пробуждения природы, песням в честь Лады, Леля, Ярилы и обещает в благодарность людям богатый урожай в будущем. Таким деревцем-«гильцем» украшали и невест на Украине. И кажется — это ослепительный радостный свет взрывается цветением на голове «Берегини», которая и сама воспринимается цветущим деревом, и чистый высокий голос этой радости подымается в неизмеримость неба и расходится все шире и шире, во все концы света. Это звенит её золотой гул.

Много внимания уделяет Наталья Рудюк образу кентавра, человека, ещё не освободившегося из объятий природы. Это — и образ длинноусого «Сотника» в типичном полковничьем жупане, со всеми регалиями на груди, со знамением запорожского войска. Только вот у него — стилизованное туловище коня, душа которого, очевидно, слилась с его душой. Кажется, что вот он в самом вихре боя, окруженный яростными врагами, но победоносно вздымающий знамя полка, словно поддавая жару своим побратимам. И даже уже различимы призывные звуки воинских труб и тулумбасов. Таким кентавром предстает «Сотниковна» в типичном для богатого сословия того времени костюме, с длинною косой. В её скульптурной напряженной фигурке, слитой с туловищем коня, чувствуется воинственный дух амазонок, которые в украинской мифологии называются косачками, косачами из-за их длинной косы (признаком их независимости), которые и стали основой украинской козацкой вольницы. А это уже — какой-то целый волшебный небосвод на темно-синей свите человека-быка, расшитой не то декоративными звездами, не то благоухающими яблоками. Благодаря этой «небесной бездне» на свитке, скульптурка кажется огромной, способной пожалеть и защитить нас от невидимых тёмных сил, убаюкать сладкоголосым пением фантастической птицы на туловище кентавра. Голубые небеса в золотистом отблеске света — и на крыльях летящего не то ангела, не то облачной Вилы, богини поэзии, музыки, танцев.

«Ещё я вкладываю в своих кукол пожелания. Я рисую эти пожелания на ладонях, пишу счастливые линии. Так через линии можно заложить пожелания, — например, упорства, воинственности в человеке, не агрессии, а энергии упорства. Сейчас хочу создать целый цикл кукол на тему поганских обрядов. Ведь в древности человеческие жертвы подменялись куклами. Для предков это было равнозначно — подарить богам душу человека или этот муляж. Вот и линии на ладонях моих кукол — полная правда. Это — моё пожелание, и я хочу, чтобы всем было хорошо,» — приоткрывает свою творческую тайну Н.Рудюк. А ей таки удалось постичь некую поэтическую модель мира. Она творит гимн Украине, которая ещё воскреснет во всей своей красе для всех людей на земле.