Анатолий Криволап: «Актуальное искусство вырождается»

Анатолий Криволап художник-абстракционист, который прошел сложный путь от фигуратива через фовизм к собственному стилю. Творчество Криволапа развивается в рамках модернистской традиции восприятия мира через цвет. Как истинный модернист, Анатолий Криволап видит себя в авангарде украинского искусства. И если авангардисты начала прошлого века эпатировали новой экспрессией сияющих цветов общество, привыкшее к традиционной фигуративной живописи, то в начале этого века борьба продолжается, но только уже не с закоснелой традицией, а с новыми деструктивными тенденциями массового общества и глобализма.

Чувствуя необходимость по-новому сформулировать понятие актуальности искусства, роли живописи и места художника в обществе, Анатолий Криволап пишет Манифест Художника.

Монолог Анатолия Криволапа был записан в киевской мастерской на Андреевском спуске в марте 2011 года.

 

Манифест художника

 

«Как по мне, актуальное искусство исчерпано. Кризис заключается в бездне между вербальным декларированием идей и непосредственно «произведением». Актуальное искусство  — это реакция современного искусства на события и явления современного мира, однако я этого не вижу. Актуальное искусство вырождается на протяжении последних 20 лет, оно превратилось в сомнительную игру эрудитов. Меня лично задевает то, что живопись, которая была наибольшей ценностью искусства, самым благородным мастерством искусства, сегодня используется для лакейского обслуживания маразматических идей напыщенных дилетантов. Думаю, сейчас настало время для новых предложений – естественная инерция процесса искусства сошла на нет, так что при таких обстоятельствах художник должен сделать сознательное усилие для того, чтобы иметь право называться актуальным»

Дорога на Мукачево, 2010

«Как подсказывает история, во времена упадка, когда очередной виток становления искусства приходит в безысходность, нужно возвращение к классическим образцам. Живопись музыка, опера, поэзия – сейчас приходит время, когда человечество, устав от холостой культурной «шоковой терапии», вернется к классическим практикам и техникам искусства. Хотя признаю, что это – одно из возможных предложений. Лично я хочу вернуть живописи достоинство и ценность, которая ей присуща исторически. Настало время для изменений, новых идей, решительных шагов».

Гурзуф, Ранкове марево. 2010

«В советское время действовала унизительная система, в рамках которой художник был исполнителем партийных заказчиков. Сейчас я вижу своеобразное «выворачивание» этой парадигмы, где заказчиком стал куратор. Современные художники обслуживают взгляды и вкусы кураторов, для того чтоб попасть на выставку, на биеннале, в модную галерею. Однако, когда творческий человек работает на заказ, это унижает как саму профессию, так и человеческое достоинство. Сегодня потеряна ведущая позиция художника в искусстве, которая была во все века. При этом среди современных кураторов мало профессионалов, большинство представляют искусство как шок-шоу, как рекламную кампанию. Но сейчас в 2011 году уже нечем шокировать. Известный скульптор на телевидении предлагал «арт-объект» — 5-тонный грузовик с дерьмом. Я не понимаю, кого можно шокировать дерьмом в 2011 году, когда это уже сделал итальянец в 1961-м*. Это незнание истории и презрение к осведомленности зрителя».

Хмара над степом, 2009

«Два года назад в Вильнюсе, который тогда был европейской столицей искусства, состоялся международный арт-форум, на котором свои экспозиции представили более 200 галерей со всего мира. Я был там и не мог отличить  — где Норвегия, где – Испания, а где Перу или Камерун. На открытии присутствовал Влад Троицкий, которого пригласили с лекцией для искусствоведов и художников. Анализируя состояние современного искусства, он сказал: “Актуальное искусство — это полное говно”, и повторил это на открытии выставки в присутствии тысячи посетителей. Я считаю, он решился, наконец, высказать то, о чем думают многие другие интеллектуалы».

Літній вечір. 2011

«PinchukArtCentre — это «актуальное корыто», к которому построилась очередь украинских художников за объедками «мировых звезд актуального искусства». Молодым художникам, прежде чем бежать, стоило бы лучше осмотреться вокруг и подумать, стоит ли вообще бороться за место в «массовке».

 

На кладці. 2010

«Всем хорошо известна кампания правительства США по созданию «американского художника мирового значения» Джексона Поллока. Точно так же и дальше, многих своих художников «продвигали» американские коллекционеры, создавая технологии раскрутки. Аналогичным образом сейчас действуют российские меценаты и коллекционеры, выкупая «своих» на мировых аукционах за потрясающие цены. А что украинские коллекционеры? Они покупают второстепенные работы (и часто подделки) известных мировых художников, или скупают за бесценок работы молодых авторов, в надежде, что те станут знаменитыми.

Я понимаю, что Украина долгое время была колонией, однако нашей независимости 20 лет – уже время иметь национальное достоинство, и понимать, что искусство – один из главнейших атрибутов государства.

Про государственную политику в искусстве не стоит и говорить – она не смогла создать музей современного искусства даже в столице».

 

Осіннє поле. 2004

«Я  — антиглобалист. Мне неприятно, когда я приезжаю в новую страну, видеть одно и то же – джинсы, еду и искусство, все одинаковое. Поэтому для себя я решил  — жить и писать непосредственно то, что меня окружает в конкретном месте проживания. Без какой-либо связи с другим. Мне интересно видеть, как со временем меняется вокруг меня среда, как деревенские дома и мистическая Украина Гоголя исчезает с появлением ландшафтных примет современности. Мне интересно сохранить этот экзотический украинский дух, его отрывки, останки, однако способы я для этого ищу современные, аккумулирую не увиденное, а почувствованное – не только пейзаж, но и прежде всего память про него».

Анатолий Криволап

*Имеется в виду знаменитая арт-акция итальянского концептуалиста Пьеро Манцони «Дерьмо художника», когда он в 1961 году выставил на продажу консервные банки с собственным дерьмом по цене золота. В середине 2000-х стало известно, что внутри банок «художественное дерьмо» Манцони оказалось гипсовым муляжом.